Рекомендации и советы родителям первоклассников

Ваша семья в ожидании радостного и одновременно значимого события — ребенок идет в первый класс. От того, как сложится начало школьной жизни, будет зависеть не только его школьная биография, но и атмосфера в семье.

Поступление в школу — переломный момент в жизни маленького человека. Первый год обучения в школе сопряжен с большими трудностями для ребенка. Становясь учеником, он начинает играть совершенно новую для себя роль в системе общественных отношений. Кардинально меняется уклад его жизни. Беспечность, беззаботность, игровое отношение к жизни сменяются необходимостью усвоить множество новых требований и обязанностей: систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться указаниям незнакомых людей, устанавливать отношения с новыми сверстниками.

Поступление в школу связано с целым комплексом новых воздействий, оказываемых на детский организм, адаптация к которым нередко сопровождается значительным напряжением физических и эмоциональных сил. Специальными исследованиями установлено, что достаточно большая часть первоклассников заканчивает учебный день с признаками сильного и выраженного утомления (нарушения сна, страх перед школой, невротические реакции и т.п.). Что же должны знать родители, чтобы помочь ребенку в этот сложный период его жизни и максимально снизить риск возникновения негативных состояний? Можно ли сделать так, чтобы школа стала для ребенка «Школой радости»?

Слагаемые успеха.

1. Готовность к школе.

Готовность ребенка к обучению зависит от того, насколько он развит физически, психологически и социально. Хорошая подготовленность к школе дает возможность успешно справляться с требованиями систематического обучения, быстро адаптироваться к новым условиям без ущерба для здоровья ребенка.

Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь тетрадь, ранец, школьную форму и др.), но и возможностью получать новые знания. При этом ребенок должен владеть средствами познавательной деятельности: достаточно развитая речь, мышление, воображение, определенный кругозор, способность устанавливать связи между явлениями.

Социально-личностная готовность проявляется в умении и способности ребенка общаться со взрослыми, сверстниками, войти в другое сообщество, действовать вместе с другими членами этого сообщества. Кроме того, ребенок способен преодолевать трудности и относиться к ошибкам как результату своего труда, усваивать информацию в условиях группового обучения, менять социальные роли в коллективе.

Физическая готовность определяется уровнем биологического и физиологического созревания организма и состоянием здоровья. По данным физиологов к 7-ми годам кора больших полушарий в целом является достаточно зрелой, что обеспечивает переход к систематическому обучению, однако, регуляция и контроль сложных форм психической деятельности еще невозможна в силу несформированности лобных долей мозга Поэтому первоклассники не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью, возбудимы, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами, мелкими предметами.

Особо следует отметить, что владение ребенком учебными навыками (чтение, счет, письмо) не гарантирует учебной успешности и может даже негативно сказываться на отношении ребенка к учебным занятиям.

Существуют целые программы оценки готовности детей к школе. Как правило, такая оценка начинается уже в первые дни пребывания ребенка в школе. По результатам диагностики с родителями проводятся индивидуальные консультации. Не стремитесь проводить такую оценку самостоятельно, чтобы избежать неверных выводов и не травмировать ребенка.

2. Организация режима.

Режим дня — рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных особенностей и возможностей. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни ребенка положительно влияют на его самочувствие, настроение. Физиологической основой режима является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Постоянно повторяясь, определенный распорядок дня настраивает ребенка на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение различных, даже малоприятных дел. В то же время многие трудности в обучении, ухудшение здоровья связаны с отсутствием правильного распорядка дня.

Важным режимным моментом является полноценный сон. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает информацию, быстрее справляется с выполнением заданий, у него выше работоспособность, хорошее настроение в течение всего учебного дня. Утром у ребенка должно быть достаточно времени (1-1.5 ч.), чтобы без спешки собраться в школу. Если ребенок встает с трудом, не следует его чрезмерно тормошить, стаскивать одеяло, дразнить «соня», «лежебока». Гораздо лучше научить его пользоваться личным будильником.

Отдых дома должен быть правильно организован. Особенно это касается просмотра телепередач. В учебные дни первоклассник без ущерба для здоровья может смотреть телепередачи два-три раза в неделю не более 30 минут Ложиться спать первоклассник должен не позднее 21.00, продолжительность сна — 11.5 часа в сутки. Желательно перед сном доверительно поговорить с ребенком, спланировать завтрашний день, выразить свою эмоциональную поддержку. Отход ко сну должен быть спокойным, сопровождаться положительными эмоциями.

3. Организация рабочего места.

У маленького школьника обязательно должен быть собственный рабочий уголок. Хорошо, если он будет оборудован специальной мебелью, соответствующей росту ребенка и создающей комфортные условия для самостоятельных занятий. При организации рабочего места обязательно необходимо учитывать пожелания и мнение ребенка, чтобы он чувствовал ответственность за порядок и сохранность школьных принадлежностей. Многих родителей волнует вопрос «Нужен ли ребенку компьютер?». Хорошо, если ребенок может обращаться с компьютером. Но пользоваться компьютером он должен только под контролем взрослых и не более 15 мин. в день.

4. Состояние здоровья.

Успешный школьник — здоровый школьник. На начальном этапе обучения здоровье должно быть под пристальным вниманием родителей. При этом важно не только сохранять, но и укреплять здоровье ребенка, чему способствует элементарная зарядка, закаливание, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание. Организм ребенка в этот период нуждается в поступлении пищевых веществ в определенном ритме. Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов. Дети, приученные есть в одно и то же время, реже жалуются на плохой аппетит или отсутствие его, ведь к определенному часу организм готовиться к приему пищи. Благодаря этому еда усваивается наилучшим образом, с большей пользой и даже кажется вкуснее. Для семилетнего ребенка перерыв между приемами пищи не должен превышать 3.5-4 часа. Перед уходом в школу ребенок должен обязательно позавтракать.

При малейших признаках нездоровья необходимо проконсультироваться с врачом и ни в коем случае не заниматься самолечением.

5. Эмоциональная поддержка.

Постоянно поддерживайте в ребенке стремление стать школьником, проявляйте заинтересованность в его школьных успехах. Однако не фиксируйтесь только на учебных достижениях ребенка, искренне интересуйтесь другими аспектами школьной жизни: отношениями с другими детьми, внеучебными занятиями. Не показывайте излишней озабоченности его школьными достижениями. Если у ребенка пока не всё получается, наберитесь терпения и создавайте у него чувство уверенности в том, что все получится. Не стремитесь сравнивать успехи своего ребенка с успехами других детей. Не связывайте своё отношение к ребенку с его учебными достижениями. Любите ребенка без всяких условий. Ваша главная задача, чтобы ребенок был открыт, спокоен, уравновешен. Создавайте ситуации, где он может проявить себя, быть успешным.

6. Отношения с учительницей.

Учительница — главный человек в этот период для ребенка. Приложите все усилия, чтобы отношения с ней у ребенка были ровные, доброжелательные, доверительные. Поддерживайте авторитетность учителя в глазах ребенка, не подвергайте в присутствии ребенка сомнению ее требования.

Простые, но трудно выполнимые советы.

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите малыша за каждый совсем крошечный успех.

Не думайте за ребенка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

Не привязывайте ребенка к себе телефонными звонками. Настройте ребенка, что в школе не страшно, что его там ждут, ему рады, что он в безопасности. Договоритесь, что при возникновении каких-то проблем он будет в первую очередь обращаться к учителю. Заранее проговорите с ребенком, как он должен обратиться в той или иной ситуации.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем несложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Когда бить тревогу?

— Полное отсутствие интереса к учебе, вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков.

— Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно, либо симптомами болезни (кашель, насморк, рвота, понос).

— Отсутствие школьных друзей.

— Открытая или скрытая боязнь учителя.

— Отсутствие положительной динамики в усвоении учебных навыков.

Пусть школа для вашего ребенка будет дверью в сказку!
Удачи всем!

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz